Битва за талию
Среди минусов старения - ползучая тенденция к ожирению. Это происходит, так как наш метаболизм замедляется - примерно на 1-2 процента каждые десять лет. Но что еще хуже, по крайней мере для женщин, это место где при менопаузе накапливается избыток жира. Вместо того, чтобы утолщать грудь и бедра, он начинает добавлять «рулоны» вокруг живота – образец телосложения, более типичный для пожилых мужчин. Такое сложение переделывает пожилых женщин из «груш» в «яблоки».
Это изменение не просто косметическое. Высокое соотношение талии к бедрам указывает на больший риск сердечных заболеваний, инсульта, диабета, метаболического синдрома и даже некоторых видов рака - как для мужчин, так и для женщин. Это помогает объяснить, почему после менопаузы женщины начинают догонять мужчин по поводу сердечно-сосудистых заболеваний. И эти жировые «колокольчики» стоят дорого. В датском исследовании 2008 года было установлено, что на каждый дюйм, добавленный к талии, ежегодные расходы на здоровье выросли примерно на 3 процента для женщин и 5 процентов для мужчин.
Исследователи расследовали «тучность среднего возраста» на протяжении десятилетий, но до сих пор обсуждается, почему это происходит, является ли это причиной или просто индикатором рисков для здоровья, и что можно сделать, чтобы избежать этого. По мере того, как мы становимся старше, мы откладываем относительно больше лишнего жира вокруг наших органов брюшной полости, а не под кожей, где обычно находится большая часть нашего жира.
Есть некоторые этнические и расовые различия, отмечает эндокринолог Роберт Эккель, директор клиники Липид в больнице Университета Колорадо. У негров, как правило, меньше этого «висцерального жира», и у азиатов, как правило, больше. Висцеральный жир отличается от подкожного жира тем, что при распаде он высвобождает жирные кислоты и воспалительные вещества непосредственно в печень, а не в общую циркуляцию. Некоторые эксперты считают, что это может быть непосредственной причиной заболеваний, связанных с абдоминальным ожирением.
Но не все согласны. Самюэль Кляйн, возглавляющий Центр питания человека в Школе медицины Вашингтонского университета в Сент-Луисе, опубликовал данные, показывающие, что ключевые факторы в этих заболеваниях, такие как чувствительность к инсулину и уровни триглицеридов, более тесно связаны с количеством жира внутри печени, а не снаружи. Жир, по его мнению, является маркером риска, а не причиной, но он является важным показателем и его намного проще измерить, чем жир печени. Просто используйте рулетку :-)
Другая область неопределенности - это то, почему мы набираем висцеральный жир по мере старения. Ясно, что в этом участвуют половые гормоны, учитывая, что изменения происходят у женщин в период менопаузы. Но это сложнее, чем просто снижение эстрогена. К примеру, молодые женщины с синдромом поликистозных яичников имеют тенденцию к форме яблока и резистентность к инсулину, хотя их тела продуцируют большое количество эстрогена. Однако у таких женщин высокий уровень андрогенов. А когда транссексуалы принимают андрогены для маскулинизации своего тела, они тоже склонны к висцеральному типу ожирения и одноврмеенно к непереносимости глюкозы.
Оба примера показывают, как «относительный дисбаланс» мужских и женских гормонов может работать, говорит эндокринолог Маргарет Вирман из Университета Колорадо Денвер. То же самое можно сказать и о здоровых женщинах в период менопаузы.
Но это все предположения. Более новая теория появилась в прошлом году после того, как исследователи сообщили в Nature, что они могут радикально уменьшить жировые отложения, включая висцеральный жир, и повысить уровень метаболизма у мышей, блокируя действие фолликулостимулирующего гормона (ФСГ), вещества.
Может ли FSH быть ключом к разгадке тайны тучности среднего возраста? Ранее исследователи показали, что блокирование ФСГ может остановить потерю костной массы. Таким образом, перед нами маячит перспектива получить препарат для борьбы и с ожирением и остеопорозом. «Следующий шаг - дать это людям», - говорит старший автор Моне Заиди из Медицинской школы Икана.
Насколько нам известно, есть только один способ борьбы с тучностью среднего возраста и сопутствующих рисков - и вы знаете, что для этого делать. Ешьте меньше или упражняйтесь больше по мере старения, или и то, и другое.
Клаудиа Уоллис - удостоенный наград научный журналист в «Нью-Йорк Таймс». Она была научным редактором в «Time» и управляющим редактором «Scientific American Mind».