Область мозга, отвечающая за распознавание лиц, развивается с возрастом
«Там не появляется больше нейронов, - пояснила Джесси Гомез (Jesse Gomez), выпускница факультета нейронаук Стэнфордского университета, а также ведущий автор исследования. – Вместо этого область наполняется структурами, соединяющими и поддерживающими нейроны».
«Представьте себе сад 10х10 футов с цветами, - добавила Гомез. – Их количество не меняется, однако стебли и листья становятся более многоуровневыми».
Чтобы узнать, происходят ли подобные перемены в какой-либо другой области мозга, исследователи проанализировали соседнюю часть, отвечающую за узнавание мест. Как оказалось, там никаких различий между взрослыми и детьми не наблюдалось.
Полученные данные наталкивают на мысль о том, что развитие мозга – более сложный процесс, чем ученые предполагали.
На протяжении многих лет исследователи занимались изучением синаптического прунинга – процесса, сокращающего число синапсов для повышения эффективности нейронной сети. Как правило, это происходит в первые годы жизни.
«Учебники умалчивают о том, что происходит в мозге после трех лет», - сообщила Гомез.
Постоянный рост области, отвечающей за распознавание лиц, объясняется тем, что с возрастом людям приходится запоминать все больше и больше лиц, считает Каланит Грил-Спектор (Kalanit Grill-Spector), профессор на факультете психологии в Стэнфордском университете.
«Маленьким детям нужно узнавать только свою семью и друзей, - пояснила профессор. – К тому времени, как они попадают в старшую школу или колледж, окружающая их социальная группа расширяется до сотен, а порой тысяч людей».
По мнению Грил-Спектор, запоминание всех этих людей требует интеллектуальную мощь, так как «у всех лиц одинаковые черты и строение».
Происходящие изменения также помогают детям запоминать различные типы лиц на разных этапах развития, полагает Сьюзи Шерф (Suzy Scherf), доцент психологии Университета штата Пенсильвании.
«Дети чаще запоминают лица взрослых, - объяснила она, - а подростки – своих сверстников».
Имея лучшее представление о том, как распознавание лиц развивается в детстве, ученые смогут понять, почему некоторые люди испытывают трудности с запоминанием лиц.
Гомез планирует просканировать мозг людей, страдающих от прозопагнозии – нарушения, при котором человек теряет способность узнавать лица.
А Шерф надеется узнать, действительно ли люди, страдающие от аутизма и часто испытывающие трудности с узнаванием лиц, имеют проблемы в соответствующей области мозга.